Католические похороны: традиции и современность

Особенности проведения католических похорон
  • 20 октября 2023 г.
  • 958 просмотров
  • Время чтения: 9 минут

Тайна смерти была притягательной для человечества всегда. Об этом свидетельствуют все религии мира, все прочие древние верования, о которых когда-либо было известно.


Ученые, посвятившие себя исследованию культур и мифологий, почти в один голос утверждают, что все религии выросли из традиций и обрядов, связанных со смертью. Нет ни одной веры или мифологии, которая считала бы, что гибель человеческого тела – это абсолютный конец жизни личности. Напротив, любая из них утверждает: уход человека из этого мира означает его новое рождение, появление и дальнейшее пребывание в какой-то иной реальности. Многие народы были убеждены в реинкарнации душ, которые возвращаются в земное бытие, воплощаясь в новых телах. Главным условием для нормального ухода и последующего перерождения всегда считались правильные похороны мертвого тела. Христиане же придавали им совсем особый смысл, так как эта религия утверждает: телесное существование человека здесь есть лишь его подготовка к вечной жизни на Небесах. В Ветхом Завете говорится: «День смерти лучше дня рождения». А евангелисту Луке принадлежит наиболее известное определение христианского подхода к жизни и смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у Него все живы». Этим постулатам отвечают и все погребальные ритуалы, которые характерны для христиан.

Три ветви христианства – католики, православные и протестанты – в целом придерживаются одних и тех же похоронных традиций. Однако в этих скорбных действиях есть и различия. Они возникают в том числе и под влиянием сугубо местных обычаев.

Католицизм вообще-то достаточно жестко регламентированная религия. Однако похороны католики проводят, не привязываясь к какому-то слишком строгому порядку действий. Для верующих обязательной является лишь христианская панихида. В остальном, начиная с 1960-х годов, католики придерживаются гибких традиций, которые можно варьировать. Говорят, что похороны, например, в Испании совсем не похожи на итальянские, а тем более на ирландские или те же польские. Однако везде соблюдаются некие постоянные нормы, которым следовали в том числе и мои знакомые. Прежде всего, они касаются подготовки тела к погребению и некоторых ритуальных аксессуаров. Часть из всего этого может показаться знакомой православным, а что-то может показаться не совсем обычным для православного восприятия.

Сразу оговоримся: в подавляющем большинстве случаев это осуществляют представители нанятого ритуального агентства. Вначале тело омывают водой, чтобы умерший предстал перед Господом в чистоте и непорочности. Косметику на лицо умершего по канонам католицизма обычно не накладывают. Раньше это вообще было строжайше запрещено, теперь – просто не желательно. А вот бальзамировать тело католика уже можно. Запрет на это был снят в 1960-м году.

Покойного облачают в чистые или даже новые одежды, что символизирует будущее обновление, воскресение плоти. Обычно костюм выбирается в связи с возрастом и статусом усопшего. Маленьких девочек и незамужних девушек иногда обряжают в белые платья. Детей постарше одевают в костюмчики, в которых они посещали воскресные школы. Взрослых – в скромные, но нарядные одежды неярких оттенков. Мужчин, конечно, в основном в костюмы, а вот на даму могут надеть и брюки, если она их любила при жизни. Это совсем не запрещено. Женщинам, кстати, и головы платками чаще всего не покрывают, ведь это не требуется и на церковных службах. При желании родных на волосы покойной могут накинуть палантин. Военных хоронят в их форме. Погребальная одежда часто становится символичной, ведь Господь оценивает каждого не только по исполнению христианского долга, но и долга земного служения. Украшения католику на смертном одре ни к чему, поэтому считаются недопустимыми. Все, кроме обручальных колец. Еще на шее оставляют, конечно, крестик, но это уже не украшение, а атрибут веры.

Покойного кладут в гроб на спину, а его руки помещают на груди крестообразно: правую ладонь поверх левой. В руку вставляют погребальное распятие, образок, четки или крестильную свечку. Освященным покровом, как принято в православии, покойного не укрывают. Сверху иногда кладут икону Иисуса (для мужчины) или Девы Марии (для женщины). Можно положить в гроб и некоторые любимые при жизни вещицы. Православный священник этого очень не одобрит, а вот католический большим грехом не посчитает.

Классический католический гроб имеет особую форму. Он шестиугольный, с узким изголовьем. Расширяется к центру, сужается к ногам и в целом как бы повторяет фигуру усопшего. Из всех христианских домовин он более всего напоминает древнеегипетский саркофаг. В старые времена нужно было делать гроб из дерева. Сейчас же в католицизме нет четкого требования ни к материалу, из которого он изготовлен, ни к его форме, ни к дизайну. Главное, чтобы на его крышке сверху, на уровне лица, было прикреплено распятие.

По католическим канонам срок погребения жестко не определен. Хоронят по-разному – и за один день и на третий, как принято в Православии. По правилам, распорядитель похорон должен найти нескольких так называемых почетных сопровождающих. Это обычно уважаемые мужчины (в среднем 6 – 8 человек) из сослуживцев или другого окружения усопшего. Они идут впереди всей процессии, несут крышку гроба, награды (если они есть).

На прощание или приходят по приглашению, которое семья покойного рассылает всем друзьям и знакомым. Если кто-то не может присутствовать, то присылает цветы. Надевать на церемонию нужно скромную одежду темных тонов. Однако белые рубашки на мужчинах обычны, если они сочетаются с темным пиджаком или жилетом. С собой пришедшие обычно приносят букеты, иногда (особенно в России) венки. Многие, прежде всего родственники и друзья, поддерживают семью некоторой суммой денег, причем отказываться от них не полагается.

Гроб для прощания располагают в гостиной на постаменте, а вокруг расставляют стулья для посетителей. Члены семьи могут находиться около гроба, но более правильным считается их пребывание в отдельной комнате рядом. Там они принимают соболезнования. Громко плакать, а тем более причитать по умершему у католиков не принято. Напротив, пришедшие стараются всячески поддержать семью. Делать это нужно тактично, буквально в нескольких негромких словах. И вообще, само прощание с покойным перед панихидой длится весьма недолго, как правило, от десяти минут до получаса.

Прощание проводят в церкви, дома, в морге или ритуальном зале крематория. Кремация раньше не одобрялась Католической церковью, но после 1963-го года ситуация в корне изменилась. С единственным условием: урну с прахом в храм не вносить. Святая Месса допустима только перед крематорием.

В церковь на панихиду приходят загодя, места занимают скорее произвольно. Определены только первые ряды, на которых справа сидят члены семьи, слева – почетные провожающие. Остальных на свободные скамейки может рассаживать и распорядитель. Закрытый гроб ставится у алтаря. Если же родственники попросили организовать процессию, тогда ее формируют во дворе или в вестибюле церкви. Впереди всех, сразу за гробом, идут священник, хористы, потом – попарно – почетные провожающие, члены семьи, дальние родственники и остальные. Под органную музыку и пение хора начинается Святая Месса. Священники иногда все еще служат на латыни, но чаще – уже по-белорусски, поскольку Ватикан разрешил литургии на национальных языках.

Христианскую католическую панихиду можно организовать дома, в морге, или в Зале прощания. Раньше этого практически не делали, так как трудности возникали с органом и хористами. Сейчас же, благодаря портативным аудиосистемам, гимны, реквием и органное сопровождение – не проблема в любом месте. А католическая Церковь (в отличие от Православной) не считает заупокойную Мессу вне храма нежелательной. Кроме того, панихиду может проводить как священнослужитель, так и мирянин. Он не будет служить Мессу, но прочтет необходимые молитвы и другие священные тексты.

По окончании заупокойной службы процессия тем же порядком выходит из церкви, гроб помещают в катафалк, а люди рассаживаются по машинам и отправляются на кладбище.

Часть приготовленных цветов принято класть на закрытый гроб, остальные вместе с венками загружают в отдельную машину. Католики вообще изначально стараются, чтобы цветов было достаточно много. Ими убирают зал для прощания, церковь, много их надо привезти и на кладбище. 

Есть и определенные религиозно-эстетические предпочтения оттенков цветов для похорон. Они связаны с христианской символикой и с праздниками: 

  • обилие зеленого и бледные бутоны выбирают для дней Святой Троицы;
  • темно-красные и фиолетовые цветы уместны в праздники Креста Господня;
  • голубые и синие покупают в дни Пресвятой Девы Марии;
  • для постов характерны темно-синие, темно-красные, фиолетовые, а в венки вплетается темная зелень;
  • в праздники святых мучеников хороши алые букеты;
  • белыми цветами украшают похороны детей и невинных девиц.

Гроб и цветы с венками везут на кладбище сразу, а приглашенные едут на кладбище когда все уже готово к погребению. Закрытый гроб может быть установлен на сингуматор, на нем и вокруг него раскладываются букеты и венки. Когда все занимают место вокруг могилы, священник произносит небольшую проповедь о жизни и смерти и читает молитвы. Пока гроб опускают в могилу, на его крышку бросают цветы или пригоршни земли.

По католическим традициям, кладбище можно покидать, не дожидаясь закрывания могилы. Однако самые близкие остаются для того, чтобы установить и закрепить на холмике и вокруг него венки и оставшиеся букеты цветов.

Католические поминки в целом походят на наши, только они подчеркнуто скромные, почти без выпивки и совсем без кутьи. На стол не ставят ни киселей, ни блинов, ни лапши. А вот рыбу и морепродукты заказывают часто. За жалобным столом не принято говорить о чем-либо, кроме как о покойном. Или читать католические молитвы. У католиков нет поминок девятого дня, сороковин и годин. Вместо этого на девятый (а кое-где на седьмой) и на тридцатый дни после смерти родные покойного ходят в храм, ставят свечи и молятся. А после этого вспоминают умершего каждый год в день смерти и обязательно – 2 ноября, после Дня Всех Святых. В этот день надо приходить на могилу, читать Розарий и Псалтирь, жечь свечи и давать милостыню во искупление грехов умерших. Тогда их душам будет легче в чистилище, где они избывают свои грехи.

Траур у католиков сейчас длится не более одного года. Это раньше траурные мероприятия могли тянуться от пяти до десяти лет. Те времена давно миновали. Теперь же считается неприличным только  если овдовевшие супруги, родители и дети покойного посещают увеселительные мероприятия в течение полугода со дня смерти. Еще желательно в первый год после смерти жены или мужа не вступать в повторный брак. Потом уже можно.

Христианские похороны всегда рассматривались как проводы души к Богу. Церковь утверждает, что смерть – это акт освобождения, скорее радостный, чем печальный. Поэтому панихида в храме всегда торжественна и возвышенна, но не трагична. На католических похоронах даже самые близкие стараются не плакать, сдерживают свое горе. Недаром именно католички завели обычай приходить на погребение в траурных шляпках с вуалями (а теперь еще – и в темных очках) – чтобы не было видно заплаканного лица. Сдержанность погребальной церемонии у католиков сильно отличается от православного обычая похорон, на которых горя и слез не прячут, а причитания не возбраняются.

Аватар

2. Людмила

03.11.2023 22:20

Очень интересная статья. Я очень боялась смерти, а теперь знаю что буду жить вечно (меняя тело, конечно).

Аватар

1. Василий

03.11.2023 19:52

Людей умерло миллиарды. Где они находятся? Это другая планета или что-то необычное? Как себя чувствует душа в ином мире? Как бывший при жизни человек или что-то иное? А будет он опять человеком в материальном? И что будет с людьми, которые воскреснут после смерти на страшный суд, и которые получат телесное первоначальное положение. Где они будут жить?

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут
Новые комментарии
  • Аватар
    Вербное воскресенье
    На осликах по Москве уже не катаются, а в остальном все действительно так

    Кирилл @ 30.04.2024 09:53

  • Аватар
    О ком Церковь не молится
    Что касается поминовения на панихиде самоубийц, то Церковь этого делать не благословляет ни на Троицу, ни в любой другой день. Лишение жизни другого человека...

    Владимир @ 20.11.2023 23:05

  • Аватар
    Католические похороны: традиции и современность
    Очень интересная статья. Я очень боялась смерти, а теперь знаю что буду жить вечно (меняя тело, конечно).

    Людмила @ 03.11.2023 22:20